Нетбуки

Назад: Apple - на гребне прогресса

 

Как Алан Кей заново изобрёл ноутбук

Итак, мы незаметно для себя подошли к началу уже канувших в Лету 2000-х годов. Вплоть до второй половины двухтысячных в истории ноутбуков не происходило ровным счётом ничего интересного - ноутбуки тихо-мирно эволюционировали. Однако позднее как инженеры, так и пользователи начали потихоньку приходить к мысли, что необходимо новое устройство, призванное занять нишу между ноутбуками и КПК/коммуникаторами. Однако каким оно должно быть? Сверхдорогим, как субноуты, или дешёвым, как коммуникаторы? Гиперфункциональным или маломощным? Наконец, на что же оно должно быть похоже? На коммуникатор-переросток или на игрушечный ноутбук? Так уж случилось, что к 2008 году на этом сегменте рынка сосуществовали два совершенно разных типа устройств - UMPC (аббревиатура от Ultra-Mobile PC) и то, что в тот момент называли "сверхдешёвыми субноутбуками" или "стодолларовыми ПК", а сейчас называют просто нетбуками. И если о UMPC сейчас помнят лишь немногие, то нетбуки хоть и понесли урон от новомодных планшетных компьютеров, но остаются всё так же популярными, как и три года назад. Как появились нетбуки, почему исчезли UMPC и при чём тут Алан Кей, создатель Dynabook? Давайте ответим на эти вопросы.


Однако перед этим стоит напомнить тем, кто забыл, и рассказать тем, кто не знает, что же представляли собой UMPC. По внешнему виду они были похожи на коммуникаторы, однако имели диагональ экрана от 5 дюймов. Начинка UMPC была самая передовая, и поэтому практически все они работали под управлением операционной системы, чья прожорливость в плане системных ресурсов удивляет и поныне - Windows Vista, да ещё зачастую и версии Business. Стоили UMPC на уровне дорогих субноутбуков или даже выше. Нельзя сказать, что UMPC в то время были редкостью на прилавках компьютерных магазинов, наоборот, в 2007-2008 годах хотя бы одну-две модели данного класса компьютеров выпустили почти все компании - начиная от Asus и Samsung и заканчивая российской Rover и непонятно как затесавшейся в этот список HTC. Впрочем, из-за появления нетбуков, о которых пойдёт речь далее, UMPC так и не стали популярными.


Идея создания нетбука принадлежит основателю медиалаборатории Массачусетского технологического института Николасу Негропонте (Nicholas Negroponte). Правда, в 2005 году, когда о его задумке впервые услышал мир, слово "нетбук" не употреблялось даже самим Негропонте. Идея Николаса заключалась в разработке ноутбука с предельно низкой себестоимостью (в идеале - сто долларов) для детей развивающихся стран. Идея была положительно воспринята аудиторией, и уже в 2006 году была основана некоммерческая ассоциация OLPC (аббревиатура от One Laptop per Children), кстати, под эгидой ООН.
По замыслу Негропонте, дети должны были являться единственной целевой аудиторией "стодолларового ноутбука". Само устройство должно иметь нарочито детский дизайн, а всё программное обеспечение должно быть рассчитано на детей в возрасте от шести до двенадцати лет. Кроме того, ноутбук должен иметь поддержку Wi-Fi, дабы дать возможность подключаться к Интернету или к другим ноутбукам.

Внимательные читатели наверняка уже провели параллели между ноутбуком проекта OLPC и Dynabook Алана Кея - оба устройства рассчитаны на детей и оба имеют поддержку беспроводных сетей. Действительно, ноутбук OLPC XO, выпущенный в 2007 году, был первой настоящей реализацией концепта Dynabook. И это не случайность, ведь Алан Кей был лично вовлечён в проект OLPC, причём речь шла не о просто спонсорской поддержке, а об идейной и инженерной помощи. Так что получается, что спустя сорок лет мистер Кей всё же сделал свой Dynabook.

А также случайно (уже во второй раз!) дал начало новому классу компьютеров. После выхода OLPC XO многие поняли, что они готовы пожертвовать функциональностью ради миниатюрности и поистине смешной цены. Эти настроения вовремя почувствовала компания Asus, и вскоре свет увидел Eee PC, первый в мире нетбук, который буквально взорвал рынок (не напоминает ли это историю Osborne 1?). К тому моменту компания Intel создала свой процессор, специально заточенный под компьютеры с чрезвычайно низким энергопотреблением - Atom, и производство нетбуков (кстати, сам термин "нетбук" пошёл в народ именно с подачи Intel) стало расти лавинообразными темпами. Ну а UMPC тем временем быстро собрали вещички, попрощались и ушли с прилавков.

Заключение

А дальше вы всё уже и так помните. Компания Apple обругала нетбуки самыми последними словами и предоставила свой ответ Чемберлену - iPad. С этого началось победоносное шествие планшетов по миру, которое продолжается и сегодня.

Хотя, если честно, история появления и развития планшетов по своей насыщенности и исторической глубине мало чем уступает вышеописанной истории ноутбуков. Однако мы специально не стали её описывать здесь: статья и без того получилась довольно объёмной и насыщенной, так что это уже скорее тема для ещё одной, отдельной статьи.
Итак, мы с вами прошли почти полувековую историю ноутбуков. Удивительно, сколько же метаморфоз пришлось пройти ноутбукам, прежде чем они превратились из неудобных "чемоданов" для бизнесменов в маленькие и юркие машинки для вообще всех многоклеточных. Надеемся, что впереди нас ждут ещё несколько интересных и полезных превращений наших любимых "записных книжек"...


Автор: Литвиненко Юрий


Конструктор сайтов
Nethouse